После того как в мае 1972 года Бродского принудительно заставляли эмигрировать, он написал письмо тогдашнему Генеральному секретарю ЦК КПСС Л.И.Брежневу. Текст письма привожу ниже. Само письмо не забыто и по сей день, благодаря и выделенному мной фрагменту.
Мне кажется, что мысли, высказанные Бродским 40-лет назад, заслуживают того, чтобы их знали, понимали и помнили. И особенно мы, которые каждый день будучи за рулем, часто сталкиваемся с агрессией, злобой и гневом.
=======================================
«Уважаемый Леонид Ильич, покидая Россию не по собственной воле, о чем Вам, может быть, известно, я решаюсь обратиться к Вам с просьбой, право на которую мне дает твердое сознание того, что все, что сделано мною за 15 лет литературной работы, служит и еще послужит только к славе русской культуры, ничему другому. Я хочу просить Вас дать возможность сохранить мое существование, мое присутствие в литературном процессе. Хотя бы в качестве переводчика – в том качестве, в котором я до сих пор и выступал.
Смею думать, что работа моя была хорошей работой, и я мог бы и дальше приносить пользу. В конце концов, сто лет назад такое практиковалось. Я принадлежу к русской культуре, я сознаю себя ее частью, слагаемым, и никакая перемена места на конечный результат повлиять не сможет. Язык – вещь более древняя и более неизбежная, чем государство. Я принадлежу русскому языку, а что касается государства, то, с моей точки зрения, мерой патриотизма писателя является то, как он пишет на языке народа, среди которого живет, а не клятвы с трибуны.
Мне горько уезжать из России. Я здесь родился, вырос, жил, и всем, что имею за душой, я обязан ей. Все плохое, что выпадало на мою долю, с лихвой перекрывалось хорошим, и я никогда не чувствовал себя обиженным Отечеством. Не чувствую и сейчас. Ибо, переставая быть гражданином СССР, я не перестаю быть русским поэтом. Я верю, что я вернусь; поэты всегда возвращаются: во плоти или на бумаге.
Я хочу верить и в то, и в другое. Люди вышли из того возраста, когда прав был сильный. Для этого на свете слишком много слабых. Единственная правота – доброта. От зла, от гнева, от ненависти – пусть именуемых праведными – никто не выигрывает. Мы все приговорены к одному и тому же: к смерти. Умру я, пишущий эти строки, умрете Вы, их читающий. Останутся наши дела, но и они подвергнутся разрушению. Поэтому никто не должен мешать друг другу делать его дело. Условия существования слишком тяжелы, чтобы их еще усложнять. Я надеюсь, Вы поймете меня правильно, поймете, о чем я прошу.
Я прошу дать мне возможность и дальше существовать в русской литературе, на русской земле. Я думаю, что ни в чем не виноват перед своей Родиной. Напротив, я думаю, что во многом прав. Я не знаю, каков будет Ваш ответ на мою просьбу, будет ли он иметь место вообще. Жаль, что не написал Вам раньше, а теперь уже и времени не осталось. Но скажу Вам, что в любом случае, даже если моему народу не нужно мое тело, душа моя ему еще пригодится».
Цитируемый автор путается в географии. Или этому тексту место в политичке? Насчет "заставили" - звучит, конечно, пафосно, особенно на фоне того, как полстраны спало и видело проснуться где угодно, лишь бы по другую сторону границы.
Если есть желание обсуждать историю эмиграции из СССР, биографию Бродского и его взаимоотношения с властью, то, конечно, - теме место в политическом разделе. А если прочитать письмо, задумавшись над его глубинной философской и человеческой сутью и над тем, что неплохо бы и сейчас, хотя бы среди всеобщего контролируемого хаоса, немного оставаться добрыми людьми, то место этой темы - именно здесь. Впрочем, я сказал всё.
Нестыковки бросают тень на содержание цитаты, по этому призываю заинтересованных в ведении дискуссии обращать внимание на детали и быть критичными в оценках и суждениях, избегая бездумного восхваления или столь же бездумного осуждения, как это нередко случается.
На мой взгляд, конечно, нестыковки есть. Критиковать и спорить можно. Всё таки писал это поэт. Эмоциональный, творческий человек и т.п. "Для красного словца" чего не напишешь, как говорится. Например, фраза "на свете слишком много слабых" - весьма дискуссионная (кого считать сильным/слабым, при каких обстоятельствах и т.п.). Можно заметить, что и пессимизма весьма много. Но тем не менее этот текст даёт пример задуматься над нашей уязвимостью и мимолетностью бытия, вспомнить о том, что "all you need is love". Конечно, я не столь наивен, чтобы сводить всё к банальному: "ребята, давайте жить дружно". Но если хотя бы кто-то от осознания вышесказанного не поддастся агрессии в жизни и на дороге, не подрежет от плохого настроения, не станет очередным "учителем", то значит не зря Бродский выразил эти мысли (пусть и по другому поводу) в своем письме 40 лет назад. (Если что - прошу прощения за возможный пафос и многословие).
жаль, что некоторые камрады так и не смогут оценить, потому как не любят ни евреев, ни русских, ни СССР, я уже не говорю про поэтов )) вместе с тем уверен, что большинство камрадов регулярно обращается к творчеству И.Б. в т.ч. к его прозе и в этой связи позволю себе напомнить о знаменитой "речи на стадионе" отрывок из которой, как мне кажется, дивно подходит к теме данного топика:
В ответ на: 5. Всячески избегайте приписывать себе статус жертвы. Из всех частей тела наиболее бдительно следите за вашим указательным пальцем, ибо он жаждет обличать. Указующий перст есть признак жертвы -- в противоположность поднятым в знаке Victoria среднему и указательному пальцам, он является синонимом капитуляции. Каким бы отвратительным ни было ваше положение, старайтесь не винить в этом внешние силы: историю, государство, начальство, расу, родителей, фазу луны, детство, несвоевременную высадку на горшок и т. д. Меню обширное и скучное, и сами его обширность и скука достаточно оскорбительны, чтобы восстановить разум против пользования им. В момент, когда вы возлагаете вину на что-то, вы подрываете собственную решимость что-нибудь изменить; можно даже утверждать, что жаждущий обличения перст мечется так неистово, потому что эта решимость не была достаточно твердой. В конце концов, статус жертвы не лишен своей привлекательности. Он вызывает сочувствие, наделяет отличием, и целые страны и континенты нежатся в сумраке ментальных скидок, преподносимых как сознание жертвы. Существует целая культура жертвы, простирающаяся от личных адвокатов до международных займов. Невзирая на заявленную цель этой системы, чистый результат ее деятельности -- заведомое снижение ожиданий, когда жалкое преимущество воспринимается или провозглашается крупным достижением. Конечно, это терапевтично и, учитывая скудость мировых ресурсов, возможно, даже гигиенично, так что за неимением лучшего материала можно удовольствоваться таким -- но старайтесь этому сопротивляться. Какой бы исчерпывающей и неопровержимой ни была очевидность вашего проигрыша, отрицайте его, покуда ваш рассудок при вас, покуда ваши губы могут произносить "нет". Вообще, старайтесь уважать жизнь не только за ее прелести, но и за ее трудности. Они составляют часть игры, и хорошо в них то, что они не являются обманом. Всякий раз, когда вы в отчаянии или на грани отчаяния, когда у вас неприятности или затруднения, помните: это жизнь говорит с вами на единственном хорошо ей известном языке. Иными словами, старайтесь быть немного мазохистами: без привкуса мазохизма смысл жизни неполон. Если это вам как-то поможет, старайтесь помнить, что человеческое достоинство -- понятие абсолютное, а не разменное; что оно несовместимо с особыми просьбами, что оно держится на отрицании очевидного. Если вы найдете этот довод несколько опрометчивым, подумайте, по крайней мере, что, считая себя жертвой, вы лишь увеличиваете вакуум безответственности, который так любят заполнять демоны и демагоги, ибо парализованная воля -- не радость для ангелов.
UT7UX 22.05.2013 12:19 пишет: Нестыковки бросают тень на содержание цитаты, по этому призываю заинтересованных в ведении дискуссии обращать внимание на детали и быть критичными в оценках и суждениях, избегая бездумного восхваления или столь же бездумного осуждения, как это нередко случается.
ну, тогда с тебя и начнем: не кажется ли тебе, что, прежде чем рассуждать о высоких материях, неплохо было бы выучиться элементарной грамоте?
mitsukevi4 22.05.2013 15:00 пишет: ну, тогда с тебя и начнем: не кажется ли тебе, что, прежде чем рассуждать о высоких материях, неплохо было бы выучиться элементарной грамоте?
В ответ на: Я хочу верить и в то, и в другое. Люди вышли из того возраста, когда прав был сильный. Для этого на свете слишком много слабых. Единственная правота – доброта. От зла, от гнева, от ненависти – пусть именуемых праведными – никто не выигрывает. Мы все приговорены к одному и тому же: к смерти. Умру я, пишущий эти строки, умрете Вы, их читающий. Останутся наши дела, но и они подвергнутся разрушению. Поэтому никто не должен мешать друг другу делать его дело. Условия существования слишком тяжелы, чтобы их еще усложнять. Я надеюсь, Вы поймете меня правильно, поймете, о чем я прошу.
18-19. Не печалься. Никакие потери в бренном мире не стоят того, чтобы о них печалиться. Зачем горевать о том, что обречено на смерть? У тебя раньше не было сына и нет его сейчас. Так не печалься о том, чего не было и нет. Осознай, что тебе не принадлежит ничего в зримом мире и ты избавишься от наваждения, и тем самым положишь конец своим страданиям. У неимущего есть Истина. У раба Божьего есть его Господин.
20. Когда я впервые посетил твой дом, то хотел открыть тебе это знание, хотел научить, как найти и предаться Всевышнему Владыке, хотел освободить тебя от печалей, но ты был одержим желанием обладать, потому остался глух к моим речам. Теперь, когда ты отведал сладость приобретения и горесть утраты, надеюсь, ты прислушаешься к голосу разума.
21 - 23. Запомни, добрая душа: ты потеряешь все, что тебе принадлежит, но никогда не потеряешь Того, кому принадлежишь сам. Ты узнал, каково иметь детей и лишиться их. То же случится с твоей женой, домом, царством, богатствами, подданными и даже с самое жизнью. Не считай их своею собственностью, иначе в будущем тебя постигнет такое же горе утраты. Все, что тебя окружает в изменчивом мире, имеет одно общее свойство — всему этому приходит конец. Все это единое вещество, которое ты называешь разными именами. Владения, войско, казна, слуги и советники, друзья и родные – все это пустые звуки, что существуют лишь в твоем воображении и обрекают тебя на страх, скорбь и страдания, - когда слышишь их, и когда они изчезают.
24. Жена, дети и имущество – это туман, который рассеивается с восходом солнца. В этом тумане ты видишь образы, что влекут тебя и заставляют совершать действия, а потом, исчезая, оставляют страдать наедине с самим собою.
25. Сочетаясь в твоем уме, пять первичных веществ - твердь, вода, огонь, воздух и пространство – создают образ тела, с помощью которого ты познаешь мир и пытаешься овладеть миром. Тело производит действия, и ты, наблюдая за ними, пожинаешь их плоды в уме. Потому ум называют источником всех бед.
26. Подумай над моими словами. Вооружись разумом и найди неизменное в переменчивом мире. Отринь то, чему суждено изчезнуть и стяжай вечное. Отринь смертное и обрети жизнь. Оставь покойницкую суетного мира и ты обретешь истинный покой.
(c) Бхагавата Пурана. Кн. 6 Гл. 15 Из беседы блаженного Шри Нарады с царем Читракету
mitsukevi4 22.05.2013 15:00 пишет: ну, тогда с тебя и начнем: не кажется ли тебе, что, прежде чем рассуждать о высоких материях, неплохо было бы выучиться элементарной грамоте?
Не вижу взаимосвязи.
т.е. ты - сторонник теории, что и кухарка может управлять государством? для пилотирования самолета достаточно прав категории "А"?
о, нет. здесь Вы не правы. почитайте о нём, его стихи. это письмо (даже если у Вас и есть некоторые сомнения, чему виной может быть недоверие к интернетным текстам) вполне в его духе, мироощущении.
mitsukevi4 22.05.2013 17:53 пишет: т.е. ты - сторонник теории, что и кухарка может управлять государством? для пилотирования самолета достаточно прав категории "А"?
Скорее так, я сторонник объяснить твой комментарий следующим образом: "По сути сказать не имею что, соответственно сразу перехожу на личности".
Statera 22.05.2013 12:50 пишет: На мой взгляд, конечно, нестыковки есть. Критиковать и спорить можно. Всё таки писал это поэт. Эмоциональный, творческий человек и т.п. "Для красного словца" чего не напишешь, как говорится. Например, фраза "на свете слишком много слабых" - весьма дискуссионная (кого считать сильным/слабым, при каких обстоятельствах и т.п.). Можно заметить, что и пессимизма весьма много. Но тем не менее этот текст даёт пример задуматься над нашей уязвимостью и мимолетностью бытия, вспомнить о том, что "all you need is love". Конечно, я не столь наивен, чтобы сводить всё к банальному: "ребята, давайте жить дружно". Но если хотя бы кто-то от осознания вышесказанного не поддастся агрессии в жизни и на дороге, не подрежет от плохого настроения, не станет очередным "учителем", то значит не зря Бродский выразил эти мысли (пусть и по другому поводу) в своем письме 40 лет назад. (Если что - прошу прощения за возможный пафос и многословие).
может я чего-то не понимаю, но в этом письме Бродский просил лишь об одном - не запрещать его в СССР после эмиграции
Совершенно верно. Но одновременно Бродский сформулировал в нём несколько весьма интересных "вечных истин", которые мне показалось возможным связать с основной темой нашего форума
Statera 24.05.2013 08:41 пишет: Совершенно верно. Но одновременно Бродский сформулировал в нём несколько весьма интересных "вечных истин", которые мне показалось возможным связать с основной темой нашего форума
любая истина доходит только тогда, когда человек готов принять ее, судя по всему, тут пока рано ))
пураны не принято читать по диагонали, как читают детектив или историю кпсс, чтобы не прослыть невеждой. в одном и том же отрывке можно найти и вопрос и ответ на него, стоит лишь изучать внимательно...
Tolsty 26.05.2013 21:26 пишет: пураны не принято читать по диагонали, как читают детектив или историю кпсс, чтобы не прослыть невеждой. в одном и том же отрывке можно найти и вопрос и ответ на него, стоит лишь изучать внимательно...
Я честно читала не по диагонали, но любопытное дело, как только начинаешь читать абзац, всё равно какой, возникает внутреннее несогласие. В них само собой подразумевается собственность и принадлежность человека кому то или чему то, и это именно то, что мешает. Отсутствие свободы воли и выбора.
P.S. Слово "невежда" меня перестало пугать давно. Намного хуже бояться задать вопрос, чтобы не потерять репутацию "умника",